Администрация

Летопись города Ясиноватая

 Основание

  30 октября 1837 года в 12yasinovatya-stella ч.30 мин. в городе Санкт-Петербурге произошло очень знаменательное событие, послужившее непосредственной причиной возникновения в будущем нашего города. По маршруту Санкт-Петербург — Царское Село отправился поезд по первой в России железной дороге общего пользования. С этого момента берёт своё начало история российских железных дорог (если кто не помнит, Украина ещё не так давно входила в состав сначала Российской империи, а потом СССР). Бурный промышленный рост послужил толчком для развития железных дорог, и в 1872 году сие благо цивилизации докатилось и до наших мест. Официальная дата возникновения железнодорожной станции Ясиноватая известна совершенно точно: 21 марта 1872 (всем записать и запомнить!). Именно в этот день состоялось открытие участка дороги Еленовка — Ясиноватая (в связи с этим не совсем понятно, почему день города у нас празднуется в сентябре?). А дальше станция начала расти: в 1879 году вошла в строй линия Ясиноватая — Хацапетовка, в 1882 г. линия Еленовка — Мариуполь дала выход к Азовскому морю, а в 1884 г. проложена важнейшая линия Ясиноватая — Кривой Рог, которая связала Донецкий угольный бассейн с Криворожским железорудным. Постройка всех этих дорог перевела станцию Ясиноватая из ранга линейных в узловые. В 1911 году она имела уже 25 верст станционных путей, оборотное депо на 8 паровозов, путевые мастерские, двухэтажное здание вокзала, путевые казармы. В сутки проходило 19 пассажирских и 90 товарных поездов, только на угольном складе грузили до сотни вагонов. На станции имелись кирпично-черепичный завод, паровая вальцевая мельница и склад земледельческих орудий. Пристанционный поселок был невелик: всего 40 дворов с населением до 800 человек. Железнодорожные рабочие ютились в землянках, бараках, приспособленных под жильё товарных вагонах. Больных обслуживал один фельдшер. Открытое в 1897 году одноклассное училище с четырьмя отделениями расположилось в старом доме, и только в 1910 году построили школу с четырьмя классными комнатами. Административно Ясиноватая входила в состав Бахмутского (совр. Артёмовск) уезда Екатеринославской (Днепропетровск) губернии.

                                                                 Название

Вот откуда появилось названиyasinovataya-stellaе «Ясиноватая», и что оно означает — это совсем отдельная история. По этому поводу есть целая легенда. Жили в седую старину, где-то в XI-XIV веках на территории современного поселка Верхнеторецкое татары. Поселок этот находится в паре километров от Ясиноватой и раньше назывался, да и сейчас ещё в простонародье неофициально именуется как Скотоватая, Так вот, жили там себе татары, никого не трогали, домашний скот разводили и продавали. И самый главный продавец у них звался Ватаем, у него все окрестные жители скотину и покупали. Вот оттуда и повелось — когда шел кто к Ватаю, его спрашивали: «Куда идешь?», а тот отвечал: «Скот у Ватая брать». Так и пошло: скот у Ватая — Скотоватая. Потом прошло время, вырос у Ватая сын, надо было ему отдельное хозяйство заводить. Ну и прикупил ему отец землицы неподалеку. Поселился там сын, а местные его не знали и постоянно спрашивали кто он такой, а тот им отвечал: «Я сын Ватая». Так и тут пошло: Я сын Ватая — Ясиноватая. Такая вот легенда. Хотя на самом деле легенда очень неправдоподобная и, скорее всего, к действительности не имеет никакого отношения. С одной стороны, название «Ясиноватая», как уже было сказано, в древности употреблялось по отношению к совсем другому населенному пункту, и звучало тогда как «Ясеноватое», что уж никак не похоже на сына Ватая, скорее на сено Ватая. С другой стороны, в окрестностях много подобных названий — Ольховатая, Ореховатая, Ломоватка и т.п. Не много ли чести простому татарскому животноводу? Так что истинное значение загадочого окончания «ватая» остается неразгаданным, и откуда оно взялось —  пока неизвестно. В общем, скорее всего, как и принято считать, название наш город, а поначалу железнодорожный разъезд, взяли от находящегося неподалеку поселка Ясиновка, который в разное время назывался то Ясеновкой, то Ясиноваткой, то Ясеноватым. Звучание названий со временем меняется и стало Ясеноватое «Ясиноватой». Первая же часть слова, очевидно, появилась от дерева ясеня, которое, видимо, в изобилии произростало в окрестностях Ясеновки.

Великая отечественная Война

yasinovatayaС первых дней Великой Отечественной войны станция перешла на график военного времени. Большинство ясиноватцев ещё в первые дни войны ушли на фронт «мочить» фашистских ублюдков. Оставшиеся работали и за себя, и за ушедших, чтобы своим трудом приблизить желанный день победы над врагом. Коллектив локомотивного депо с помощью донецких металлургов оборудовал бронепоезд, который в начале октября отправился на защиту Москвы и прошел путь до польского города Вроцлава. 22 октября 1941 года фашистские войска заняли Ясиноватую. В городе был установлен жестокий оккупационный режим. Неподалеку на территории совхоза «Комсомолец» был разбит лагерь для военнопленных, в котором от голода и эпидемий умерли около 7 тыс. человек. В начале 1942 г. в городе начала действовать подпольная группа С.М. Павлова. Патриоты печатали на машинке листовки и распространяли их среди населения, добывали бланки удостоверений и паспортов для побега военнопленных. В начале августа 1943 г. подпольщики Авдеевки и Ясиноватой объединились в партизанский отряд «Смерть фашистским оккупантам», который оказал помощь наступающим советским воинам при освобождении района. В ночь на 7 сентября 1943 года части 34-й гвардейской и 216-й стрелковой дивизий завязали бои на подступах к Ясиноватой и к рассвету штурмом овладели станцией. 7 сентября Ясиноватая была полностью освобождена. Последствия оккупации были ужасными: можно сказать, что ни станции, ни города как таковых не осталось — из 147 км путей уцелело лишь 3, механизированные горки, локомотивное и вагонное депо были взорваны, вокзал, больница, школы и многие жилые дома были разрушены. Храбро сражались 1187 ясиноватцев на фронтах, 387 из них погибли за Родину. Орденами и медалями награждены около 800 человек, двоим — Е.М. Березовскому и М.А. Ралдугину — присвоено звание Героя Советского Союза. В центре города, на улице Оржоникидзе стоит монумент Славы воинам, погибшим в боях за освобождение Ясиноватой от немецко-фашистских захватчиков. На стене монумента высечены имена бойцов, отдавших жизнь за нашу свободу. Вечная слава павшим героям ! Ясиноватцы помнят их подвиг!

Новое время

den-goroda-3В первые же дни после освобождения Ясиноватой началась работа по её восстановлению. Уже через три дня железнодорожники отправили первый поезд, а через два месяца были восстановлены основные цехи паровозного и вагонного депо. В 1946 году на северо-восточной окраине города был заложен фундамент машиностроительного завода горнопроходческого оборудования, а через два года он уже выдал свою первую продукцию. Вместе с заводом вырос и соцгородок машиностроителей. В 1953 году завершено сооружение основных цехов завода. Постройка Ясиноватского машиностроительного завода стала важной вехой в истории города. С этого момента Ясиноватая негласно разделилась на две части — железнодорожную и машиностроительную. Продукция ЯМЗ работает во многих странах мира. Завод, а благодаря ему и город, знают далеко за пределами. Немного раньше, в 1952 году по оригинальному проекту отстроен пассажирский вокзал. Здание объявлено памятником истории и архитектуры. В 1953 вступил в строй завод железобетонных конструкций. В 1956 г. открыт Дворец культуры машиностроителей, в 1962 г. —  Дворец культуры железнодорожников. В 1965 году образован Ясиноватский район, наш город стал райцентром. К 100-летию Ясиноватой, в 1972 году, открыт музей города. Его необычность состоит в том, что располагается он внутри поезда-памятника, состоящего из старого паровоза серии «ОВ» и трех вагонов. В 1981 году исполкомом горсовета был утверждён герб Ясиноватой советского периода. Перекрещенные на красном щите молоток и ключ означали все отрасли железнодорожного транспорта, шестерёнка и колос — машиностроение и сельское хозяйство соответственно.

Что было потом? Потом была перестройка, жизнь в составе Украины, референдум, новая война за свою свободу… Мы сами пишем свою историю, которую будут изучать наши потомки.

Print Friendly, PDF & Email